x

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый, посвященный проблемам тарифного регулирования в электроэнергетике

Версия для печати
Председатель комитета Павел Завальный, открывая мероприятие, отметил, что в результате реформы отрасли сложилась достаточно сложная и местами непрозрачная система ценообразования на электроэнергию. Конечные цены на электроэнергию складываются из стоимости генерации электроэнергии, сетевой составляющей, расходов на сбытовую деятельность и услуг инфраструктурных организаций. Процентное соотношение этих услуг в структуре конечного тарифа на электроэнергию сильно различается в разных регионах. В среднем по России львиную долю в конечном тарифе для потребителей составляет генерация (51,1 %) и сетевой тариф (44,5 %). Среди основных проблем в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике председатель комитета назвал перекрёстное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; несправедливое распределение нагрузки по перекрестному субсидированию между потребителями всех уровней напряжения, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ и разного рода надбавки, проблему излишков распределительной сетевой мощности и ряд других. «Ключевые проблемы отрасли остаются неизменными на протяжении нескольких последних лет и регулярно обсуждаются на площадке нашего комитета. Сегодня наша задача - обсудить ситуацию в развитии, сфокусировавшись, главным образом, на проблемах в сетевом комплексе, с тем, чтобы направить в адрес правительства актуальные рекомендации. Особое значение наша дискуссия приобретает в учетом запланированного на ближайшее время в Государственной Думы правительственного чала с главой ФАС И. Артемьевым», заявил Завальный. Член комитета по энергетике Наталья Назарова, ведущая в комитете тему тарифообразования в электроэнергетике, отметила, что сегодня в отношения в отрасли можно охарактеризовать как квазирыночные. Подлинно рыночные механизмы, которые должны способствовать развитию конкуренции и снижению тарифов, не работают. Необходим новый комплексный подход к тарифообразованию и одновременному развитию конкуренции во всех сферах электроэнергетики, без которого сдерживание тарифов невозможно. Начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС РФ Дмитрий Васильев озвучил данные ФАС по ситуации в отрасли. Цена на электроэнергию в общем растет в последнее не более, чем на 2% в год, ситуация стабильна. При этом на рынке мощности цена растет опережающими темпами, соответственно, ее доля в цене электроэнергии на оптовом рынке также увеличивается, и ситуация, по прогнозам, будет усугубляться. Общие объемы перекрестного субсидирования растут, при этом ее доля в конечных тарифах на электроэнергию составляет в среднем 10% . А вот показатели по перекрестному субсидированию в сетевом комплексе, напротив, стабилизировалась и даже снизилась по сравнению с 2014годом. Собственная генерация во многих регионах вышла на точку окупаемости, что только подстегнет уход потребителей из сетей. Перераспределение перекрестного субсидирования в сетях по уровням напряжения лишь усугубит ситуацию, потому что сегодня ряд потребителей между уходом на собственную генерацию и тарифы ФСК выбирают ФСК. Что касается тарифов для населения и перекрестного субсидирования по регионам, одна из проблем заключается в том, что регионы не всегда устанавливают тарифы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, как им предписано. Решить эту проблему поможет проводимая сейчас цифровизация, поскольку автоматический мониторинг анализ тарифообразования позволит объективно выявлять перекосы и ошибки и оперативно проверять и исправлять их. Также ФАС планирует расширение тарифного меню для регионов. Кроме того, 2020г. станет показательным с точки зрения перехода на эталонное тарифообразование в сетевом комплексе, должны заработать и регуляторные соглашения. Все это также может изменить общую картину. Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Антон Эрдыниев озвучил позицию министерства по ключевым проблемам. Так, Минэнерго поддерживает поэтапное исключение всех нерыночных надбавок, отмечая при этом, что большинство из них на сегодня имеют ограничение по времени. Подходить к их продлению нужно очень осторожно. Важнейшей задачей министерство считает полный переход на долгосрочное тарифообразование в сетевом комплексе к 2023году, а также введение в нем эталонного подхода. Соответствующее решение сегодня обсуждается в правительстве. Кроме того, министерство настаивает на необходимости выравнивания перекрестного субсидирования по всем уровням напряжения и введения резервирования сетевой мощности, несмотря на то, что эти решения активно критикуются участниками отрасли. Других механизмы в нынешних условиях будут менее эффективными. Также Минэнерго считает целесообразным консолидацию объектов сетевого комплекса. Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики» Илья Долматов предложил внести в рекомендации пункт о необходимости прописать основы тарифной политики на макроуровне, с внесением их в документы стратегического планирования. Нужно утверждение тарифной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Кроме того, необходимы уход от отношения к тарифообразованию как чистому администрированию и дальнейшее совершенствование методик с внедрением в них механизмов стимулирования потребителей. Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин предложил ко всем методикам, используемым для расчета тарифов еще один критерий – сравнение с ценой альтернативы (собственной генерации) с соответствующей отсечкой. Он также обратил внимание участников круглого стола на то, что помимо распределенной генерации сегодня в экономике развивается так называемое распределенное потребление, например, майнинг и работа систем обработки данных под видом бытового потребления. Решением проблемы может быть скорейшее введение социального нормирования бытового потребления электроэнергии населением. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин озвучил предложения ТПП в части тарифообразования в электроэнергетике, в том числе: пересмотреть ценообразование на оптовом и розничном рынках электроэнергии с целью снижения нагрузки на промышленных потребителей, планировать развитие сетевого комплекса с обязательным учетом прогноза спроса на электроэнергию и усилением ответственности за соответствие планов последующему реальному спросу; учитывать расстояния от центров производства электроэнергии до центров энергопотребления при расчете тарифов на передачу. Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии Александра Панина обратила внимание собравшихся, что корни проблем электроэнергетики во многом кроются в том, что Россия так и не перешла на современный уклад, подразумевающий децентрализацию и цифровизацию, современные технологии производства энергии. В сочетании с ситуацией на мировых энергетических рынках и, соответственно, динамикой цен на энергоресурсы, это катастрофически снижает эффективность отрасли. Помимо текущих решений, связанных непосредственно с тарифообразованием, необходимо признать как можно скорее уходить от дорогих и неэффективных способов производства электроэнергии. Сегодня такой подход не стимулируется государством. Также в ходе круглого стола обсуждался проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», инициированного ФАС России для упрощения и унификации системы ценового регулирования. Подробно на его содержании и спорных моментах остановился первый заместитель председателя комитета по энергетике Сергей Есяков. Концепция законопроекта, находящегося на рассмотрении Правительства РФ, предусматривает замещение действующей системы отраслевого регулирования новой нормативной основой, единой для всех отраслей, с последующей ее детализацией в новых подзаконных нормативных актах. Вместо многообразия отраслевых законов, которыми сегодня определяются правила формирования тарифов на отдельные виды услуг и ресурсов, таких как железные дороги, аэропорты, лекарства, энергетика, ФАС предлагается принять универсальный подход. Предполагается унификация требований при установлении тарифов во всех сферах и введение единых методов их госрегулирования. Вместе с тем, отраслевые федеральные органы исполнительной власти и сообщества, как в энергетике, так и в других сферах считают необходимым сохранить накопленную законодательную базу с учетом отраслевых технических, технологических и экономических особенностей. Кроме того, сохраняются существенные разногласия по отдельным положениям законопроекта. По мнению выступавших экспертов, в существующей редакции законопроект не решает злободневных проблем тарифного регулирования и развития регулируемых отраслей, а сам по себе становится для них дополнительной проблемой. По итогам круглого стола комитет по энергетике намерен рекомендовать Правительству РФ: -усовершенствовать методику расчета экономически обоснованных справедливых тарифов на передачу электрической энергии в части распределения необходимой валовой выручки по уровням напряжения с учетом степени загрузки оборудования и категорий надежности энергоснабжения. -внести изменения в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, предусмотрев в них переход к рыночной системе ценообразования от объема, качества и надежности поставки электроэнергии; развитие конкурентных отношений в сбыте электроэнергии, создание межрегиональных (региональных) торговых площадок для всех производителей энергоресурсов, и так далее, - провести уточнение категорий потребителей электрической энергии, приравненных к населению, с целью исключения из этой категории объектов, используемых для предпринимательской деятельности и получения иных видов дохода; - подготовить предложения по снижению величины перекрестного субсидирования в электроэнергетике, в том числе, за счет применения механизма «инфляция +» для тарифов для населения на долгосрочный период и внедрения механизма социальной нормы потребления; -рассмотреть возможность использования при решении проблемы перекрестного субсидирования программно-целевого подхода с разработкой «дорожной карты»; -доработать законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», при этом учесть внедрение рыночных механизмов формирования тарифов для розничных рынков электроэнергии; необходимость включения в проект норм, снижающих перекрестное субсидирование в электроэнергетике; целесообразность подхода, при которой законопроект будет рамочным, задающим определённый вектор для отраслевых законов; необходимость поэтапного перехода на нормы законопроекта; рассмотрение единым пакетом всех планируемых изменений в отраслевое законодательство, а также всех подзаконных актов в сфере тарифного регулирования. Проект рекомендаций будет доработан комитетом с учетом предложений, прозвучавших в ходе обсуждения. 
Ссылка на источник информации: http://www.komitet2-13.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/21460427/

Возврат к списку

Подайте онлайн-заявку на технологическое присоединение и получите ускоренное обслуживание
Подать заявку