x
ONLINE

Роль электроэнергетиков в Победе

Версия для печати
Роль электроэнергетиков в Победе

Совсем недавно мы праздновали 75-летие Великой Победы и в год Памяти и Славы объявленный в России хотелось бы отметить и упомянуть тех, чьими силами было проделано в период Великой Отечественной Войны, казалось бы, невозможное. Речь идет о неоценимой помощи фронту и электрификации нашей страны в целом. Вклад ветеранов-электроэнергетиков просто не поддается оценке. Эта статья о них.

Значение энергетики в годы войны переоценить невозможно, ведь именно она была базой промышленного, а значит, и военного могущества Советского Союза. Все мы помним о тяжелейшем первом годе войны: ситуация на фронте сказалась и на работе энергетической системы страны. Энергообъекты на оккупированных противником территориях были практически полностью разрушены, а установленная мощность электростанций СССР к концу 1941 года сократилась почти вдвое, составив 6645 тысяч кВт.

Перед энергетиками стояла задача оперативного возмещения мощностей; кроме того, многие предприятия были эвакуированы в восточные районы, для них предстояло наладить эффективную схему энергоснабжения. Военные объекты на прифронтовых территориях также не могли обходиться без поставок энергии.

Первой задачей, вставшей перед энергетиками, стала эвакуация энергетических объектов. Оборудование электростанций демонтировалось и отправлялось в восточные регионы в любых условиях: так, Днепродзержинскую ГРЭС разбирали во время боев за город, а Брянскую ГРЭС – под огнем арт­обстрела. Фашисты также не отставали: специальные подразделения демонтировали и по частям вывозили из СССР оборудование захваченных станций. В годы оккупации в Германию было перемещено 11300 генераторов различного типа, 1400 гидравлических и паровых турбин, а количество электромоторов и трансформаторов, приборов защиты и измерения показателей, километры телефонных, силовых и контрольных кабелей не поддается подсчету.

О том, насколько важны для воюющей страны были энергетики, свидетельствует решение Государственного комитета обороны, принятое в июле 1941 года, по которому инженерно-технический персонал энергетических объектов не подлежал мобилизации. Кроме того, введенный решением ГКО режим бронирования кадров исключал для энергетиков возможность уйти на фронт добровольцами. Впоследствии, в сентябре 1941 года, в соответствии со спецпостановлением советского командования из действующей армии было отозвано более двух тысяч инженеров-энергетиков. Свой подвиг они совершали в тылу, как, например, энергетики блокадного Ленинграда.

После того как 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и ЛЭП. В самом Ленинграде осталось работать только пять тепловых электростанций. Однако и на них из‑за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Оборудование электростанций постепенно прекращало работать. Началась энергетическая блокада Ленинграда.

25 января 1942 года стало самым тяжелым днем для энергетики Ленинграда: во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт. В начале февраля 1942 года ночью у электростанции замерзли паровозы и стало невозможно подавать топливо. Станция полностью остановилась. Утром работники станции неимоверными усилиями смогли пустить один паровоз, сделать нужную подачу топлива и растопить котел для запуска турбогенератора.

Жители города помогали, как могли, – три тысячи ленинградцев отправились на лесозаготовки, для заготовки торфа формировались специальные «женские бригады», но наработанные запасы быстро иссякали. Работники электростанции собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий. Был разрешен снос всех деревянных построек в черте города – за две недели «на дрова» разобрали 279 строений. Тогда же частично разобрали деревянный саркофаг Медного всадника, на оставшихся досках появилась надпись: «Ему не холодно, а мы согреемся».

В конце февраля 1942 года положение с топливом улучшилось. Тепловая электростанция начала вырабатывать все большее количество электроэнергии. 23 сентября 1942 года стало историческим днем для всех жителей Ленинграда. Это была первая, но очень важная победа ленинградских энергетиков. В этот день, в 9:40 утра, в осажденный город стала поступать энергия Волховской ГЭС. В самом узком месте Ладожского озера было решено проложить 120 километров бронированного кабеля, по которому в город должна была поступать электроэнергия. Кстати, блокадный кабель, поднятый со дна Ладоги после войны, служит городу до сих пор: он проложен под тротуарами Невского проспекта.

В других частях страны положение также было критическим. Демонтаж и погрузка оборудования энергообъектов часто выполнялись непосредственно в полосе военных действий. Часть оборудования была утеряна в пути, часть – уничтожена противником при транспортировке, поэтому к месту назначения прибыли далеко не все агрегаты.

Промышленность постепенно перебазировалась на восток страны, где в тылу велось форсированное строительство новых производственных мощностей, и это потребовало интенсивного расширения энергетических систем Средней Азии, Северного Казахстана, Центральной Сибири и Урала. Правительством СССР был принят мобилизационный план, которым народное хозяйство переводилось на рельсы военной экономики; документ утверждал список ударных строек, в числе которых было немало электростанций, имевших оборонное значение. В Ярославской области в конце 1941 года была запущена в эксплуатацию Рыбинская ГЭС, которая, к слову, частично ликвидировала энергодефицит в Москве; примерно в то же время в Куйбышевской (ныне Самарской) области начала работу Безымянская ТЭЦ.

Особенно быстрыми темпами велось расширение Уральской энергосистемы. В первые же месяцы войны началось расширение Челябинской, Закамской, Красногорской, Среднеуральской, Кизеловской и других ТЭС. Форсированное развитие уральской энергетики протекало в тяжелейших условиях. Примером служит работа «Челябэнерго» и его главного предприятия – Челябинской ГРЭС. Установленный на станции двухсменный 10‑часовой рабочий день не соответствовал реальной трудовой обстановке. Люди по нескольку дней не покидали цехов. Они вели доукомплектование прибывавшего из оккупированных районов оборудования до полного изнеможения, лишь с перерывами на еду и сон. Предельное трудовое напряжение усугублялось огромными бытовыми трудностями. К декабрю 1941 года в результате эвакуации население Челябинска возросло со 150 до 450 тысяч человек, то есть в три раза. Город не был готов к такому наплыву людей. Расселение прибывавших проводилось, главным образом, за счет уплотнения горожан. Троекратное увеличение населения в течение пяти месяцев предельно обострило продовольственную ситуацию. Чуть легче стало к лету 1943 года, когда работникам станции нарезали под огороды небольшие участки земли в пойме реки Миасс.

Были ускорены работы по строительству мелких и средних ГЭС на реках Урала. В результате установленная мощность электростанций к концу 1941 года увеличилась по сравнению с июнем на 10 процентов. К началу 1943 года она возросла на 36,8 процента. И тем не менее мощности по‑прежнему не хватало. В 1943 году вводятся в строй первые агрегаты на новых ТЭЦ – Челябинской, Пермской № 6 и на ТЭЦ Челябинского металлургического завода. Расширяются Красногорская, Богословская, Среднеуральская и Закамская станции. В итоге мощность Уральской энергосистемы за 1943 год возросла на 72 процента по отношению к предыдущему году. Еще через год установленная мощность электростанций Урала и количество вырабатываемой ими энергии были в два раза выше, чем до начала Великой Оте­чественной войны.

Быстрый рост мощностей и выработки электроэнергии и ее потребления требовали расширения электросетей. Были построены вторые цепи ЛЭП 110 кВ, на Среднем и Южном Урале созданы три высоковольтных кольца, расширены подстанции энергосистемы. К концу 1945 года протяженность ЛЭП 35‑110 кВ достигла 3687 километров. В итоге Уральская энергосистема за период войны превратилась в наиболее мощную энергосистему Советского Союза.

В 1942 году, когда враг был отброшен от стен Москвы, важнейшей задачей стало возрождение освобожденной от захватчиков территории. Вслед за наступавшими частями Красной Армии на освобожденные территории входили специальные ремонтно-наладочные бригады, занимавшиеся подготовкой к ремонтно-строительным работам. Огромные задачи по возрождению отрасли стояли и перед энергетиками страны, ведь наладить нормальную производственную и бытовую деятельность в разоренных войной регионах без энергоснабжения было делом невозможным.

За период оккупации специальные подразделения войск противника демонтировали и вывезли в Германию 1400 турбин, такое же количество паровых котлов, 11300 генераторов, большое количество трансформаторов и электромоторов; на электростанциях и подстанциях была изъята значительная часть силового и телефонного кабеля, приборов измерения и защиты. Демонтаж и вывоз оборудования сопровождались планомерным разрушением инфраструктуры отрасли.

В связи с этим Наркоматом электростанций СССР были внедрены так называемые энергопоезда – мобильные электростанции, перемещавшиеся по железным дорогам. Паровозы выступали в роли парогенераторов, а на отдельных железнодорожных платформах, присоединенных к ним, к турбинам монтировались конденсаторы, турбоагрегаты, распределительные устройства со щитами управления; в двух крытых вагонах располагались жилые помещения для обслуживающего персонала.

Запуск энергопоезда на объекте занимал от двух до четырех недель – неплохой показатель по меркам того времени в сравнении со сроком, который мог уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции, экономия времени была колоссальной. Вырабатываемая энергия использовалась в основном для обеспечения восстановительных работ на промышленных объектах.

Как вспоминали экипажи таких поездов, первым делом восстанавливались рельсы, и по ним в разбитый город приезжал энергопоезд – источник света, тепла и горячей воды. Для поезда строился ангар, где располагались топочные котлы, иногда укрывались навесом турбины и генератор, но чаще всего они были в вагонах. Отработанный пар и горячая вода обогревали госпитали, бани, прачечные. Как рассказывала работник одного из электропоездов Текуса Филаретова: «Что он из себя представляет энергопоезд? Все те же цеха, что и на станции. Для шахт делали ответвление железной дороги, чтобы установить поезд. Строилось помещение для котельной. Остальные цеха так и оставались в вагончиках. Обслуживали энергопоезд восемь-десять человек. Довольно скромно по тем меркам. Там же они и жили, просто еще бытовка прицеплялась к составу. То есть, если у меня был химцех – я и делала все, что положено делать химцеху на ТЭЦ или ГРЭС. Он уже приезжал к нам с посудой с реактивами – укомплектованный. Над поездом строился навес как ангар, были выведены трубы – тяга же должна быть – как в котельном цехе, чтобы получить пар, который дальше шел в турбину. А эта турбина в своем цеху, в своем вагончике. И вот поезд приезжает на место, строят ангар, устанавливают котлы, а дальше в одном стоит турбинный цех, в другом – генератор, далее – химцех, у каждого вагона своя функция, чтобы получить в итоге электроэнергию или горячую воду, смотря какие турбины были и их функции. И горячая вода и конденсаторы у нас все было. Главное – надо было дать электроэнергию в голом поле. Сети же туда не велись. Проводили очень короткие линии от поезда, вырабатывающего энергию, до объекта или шахты».

Общая мощность 19 энергопоездов, созданных в 1943‑1944 годах, составляла 21 тысячу кВт, а выработка ими энергии за годы войны достигла 15,5 миллиона кВт-ч.

Первый поезд обеспечивал электроэнергией Сталинград. Вслед за ним передвижная энергетика обслуживала города Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Севастополь, районы Донбасса и Кривого Рога. Два энергопоезда были отправлены в Крымский район, три – в Белорусскую ССР и пять – в Латвийскую, Литовскую и Эстонскую ССР. Для ввода в действие энергопоезда требовалось от двух до четырех недель – ничтожный срок по сравнению со временем, уходившим на восстановление и пуск стационарных электростанций. После восстановления электростанций энергопоезда передвигались в другие районы.

Впрочем, восстанавливались и стационарные энергообъекты. В декабре 1942 года энергетики приступили к установке демонтированных агрегатов Каширской и Шатурской ГРЭС. К началу 1943 года мощность станций достигла довоенного уровня, что имело большое значение для покрытия электробаланса Москвы, Тулы и других городов Центра. Одновременно началось восстановление Калининской электростанции, которая к началу 1943 года дала первый ток. В результате установленная мощность электростанций Центра к концу 1942 года достигла 93 процентов от уровня 1940 года. В 1943 году фронт восстановительных работ охватил и южные районы. Оборудование Сталинградской ГРЭС не демонтировалось, но было сильно повреждено во время ожесточенных боев за город. Электростанция была полностью восстановлена и введена в эксплуатацию в конце 1944 года. При отступлении немецкие войска взорвали Баксанскую и Гизельдонскую ГЭС – крупнейшие гидроузлы Северного Кавказа. Несмотря на большие повреждения, первые агрегаты обеих станций были введены в работу во второй половине 1943 года. Одновременно проводились ремонтно-строительные мероприятия по вводу в действие ТЭС Грозного, Майкопа, Кисловодска и других городов Кавказа. В 1943‑1944 годах были развернуты работы по восстановлению Ростовской, Донбасской, Харьковской, Киевской, Днепровской, Брянской, Воронежской и других энергосистем. Предметом особого внимания было возрождение Днепровской ГЭС. В декабре 1944 года ГКО принял специальное постановление о восстановлении станции. За период 1943‑1944 годов на электростанциях, располагавшихся на освобожденных территориях, было введено в эксплуатацию более 1 миллиона кВт мощностей. Таким образом, еще до окончания войны страна восстановила 20 процентов потерянных мощностей. В 1945 году работы по восстановлению велись уже на всей территории СССР.

В результате героических усилий советских энергетиков установленная мощность электростанций в 1945 году практически достигла довоенного уровня и составила 11 193 тысячи кВт. Ну а дальше была Победа, одна на всех. И энергетики Советского Союза сделали все, чтобы она стала возможной.

Еще раз, с Праздником, дорогие ветераны!

Пресс-центр АО «ЮРЭСК»

Информация подготовлена с использованием материалов сайтов www.ru.wikipedia.org и https://www.eprussia.ru/ .


Возврат к списку